практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей
Показать текст
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников
Старший лейтенант М. обратился в Грозненский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее – ДЖО) об отказе включить его в реестр участников НИС с 18 августа 2009 г. В своём заявлении М. утверждал, что приобрёл право на включение в реестр с момента получения первого воинского звания офицера в связи с окончанием Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища. При этом с соответствующим рапортом он обратился к командованию воинской части 18 августа 2009 г.
В письменных возражениях представитель ДЖО пояснила, что М., зарегистрировав рапорт в журнале учёта, получил его на руки. При этом командир воинской части, направив ходатайство о включении заявителя в реестр с даты регистрации его письменного обращения с рапортом, превысил свои полномочия. Кроме того, на рапорте отсутствует резолюция командира воинской части.
В суде установлено, что М. с 1 августа 2004 г. полагается заключившим контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном институте и пять лет после его окончания, а с 21 июня 2009 г. ему присвоено первое воинское звание офицера – лейтенант в связи с окончанием Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища.
Как следует из рапорта от 18 августа 2009 г., М. просил включить его в реестр. Из заключения по материалам административного расследования от 20 ноября 2013 г. следует, что сотрудник, исполняющий обязанности по формированию списков и подготовке необходимых документов для включения военнослужащих в реестр, несмотря на привлечение его ранее к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, впоследствии вновь не выполнил необходимую процедуру и не направил документы М. на включение в реестр. Приказом командира воинской части от 25 февраля 2014 г. установлено ненадлежащее исполнение служебных обязанностей упомянутым сотрудником, в связи с чем указано на необходимость направления документов заявителя для включения в реестр с 18 августа 2009 г.
17 марта 2014 г. командир воинской части во избежание ущемления права военнослужащего обратился в адрес начальника федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с ходатайством о включении М. в реестр с даты подачи им рапорта – 18 августа 2009 г., однако документы М. в связи с нарушением требований законодательства были возвращены в воинскую часть.
Из сообщения ДЖО от 11 июня 2014 г. следует, что М. не включён в реестр, поскольку у данного военнослужащего отсутствует право включения в реестр НИС с 18 августа 2009 г.
Согласно подп. 1 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников.
Эти же положения содержатся в подп. «а» п. 3 и подп. «д» п. 13 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 166.
Кроме того, в примечании 4 к приложению № 1 названного Порядка определено, что в п. 3 списка данных для включения военнослужащего в реестр указывается дата возникновения основания для включения в реестр.
Согласно этому примечанию для военнослужащих той категории, к которой относится заявитель, датой возникновения основания для включения в реестр является дата регистрации в журнале учёта служебных документов воинской части обращения (в письменной форме) военнослужащего о включении в реестр.
Следовательно, основанием для включения в реестр М., который 21 июня 2009 г. получил первое воинское звание офицера в связи с окончанием военной образовательной организации высшего образования и 18 августа того же года обратился с соответствующим рапортом, является подача им рапорта с просьбой об этом.
В судебном заседании достоверно установлено, что заявитель 18 августа 2009 г. надлежащим образом обратился к командованию с рапортом о включении его в реестр.
При этом суд указал, что нераспорядительность отдельных военнослужащих и должностных лиц, выразившаяся в несвоевременном и ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, не может служить основанием для нарушения прав заявителя.
При таких обстоятельствах суд пришёл к верному выводу о том, что требование М. о признании незаконным решения директора ДЖО об отказе включить его в реестр с 18 августа 2009 г. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся категории военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет три года начиная с 1 января 2005 г.
Решением жилищной комиссии воинской части Щ. отказано во включении в реестр участников НИС, поскольку заявитель, поступивший на военную службу по контракту 27 декабря 2005 г., на момент присвоения воинского звания прапорщика 17 декабря 2009 г. имел выслугу более трёх лет. Данное решение заявитель оспорил в судебном порядке.
Решением Волгоградского гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии просили решение суда отменить и принять новое решение, поскольку такое право имеют прапорщики, заключившие первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года. Заявитель же на момент достижения в декабре 2008 года выслуги три года не имел воинского звания прапорщика, а при присвоении такого воинского звания он уже имел выслугу более трёх лет.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия Северо-Кавказского окружного военного суда признала решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с подп. 3 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом основанием для включения прапорщиков, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., является общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Данные положения содержатся также в подп. «в» п. 3 и подп. «в» п. 11 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утверждённой приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. № 1059.
Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», как указано в ст. 36 названного закона, вступил в силу с 1 января 2005 г., поэтому жилищные права прапорщиков, поступивших на военную службу по контракту с указанной даты, подлежат реализации путём их участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. При этом то, что общая продолжительность военной службы заявителя составила три года в 2008 г., а при присвоении воинского звания прапорщика в 2009 г. он имел выслугу более трёх лет, вопреки доводам, изложенным в жалобе, не препятствовало его включению в реестр участников НИС.
Включение в реестр участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих, которые имеют право выбора формы жилищного обеспечения, возможно только на основании их заявления
Решением Московского гарнизонного военного суда от 1 июля 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 4 сентября 2014 г., М. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконными действия начальника управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России (далее – Управление расквартирования и строительства), связанные с отказом исключить его из реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих.
В кассационной жалобе М., указывая на заключение первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и наличие по этому основанию предусмотренного законом права на участие в НИС только в добровольном порядке, полагал ошибочным вывод судов о правомерности включения в реестр участников НИС без его согласия, в связи с чем просил судебные постановления отменить, приняв по делу новое решение – об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила жалобу М., указав, что судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, которые выразились в следующем.
Установлено, что М. впервые поступил на военную службу в августе 2000 года и в ноябре 2001 года заключил контракт о прохождении военной службы на период обучения в военном образовательном учреждении и пять лет после его окончания, после чего с июня 2005 года проходил военную службу на офицерских должностях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В марте 2009 года заявитель был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и вновь поступил на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России 8 июня 2009 г., после чего с 26 июня 2009 г. он был включён в реестр участников НИС, о чём ему стало известно в октябре 2013 года.
Полагая, что участником НИС он может стать только по желанию, которого он не изъявлял, М. обратился по команде с рапортом об исключении из реестра участников, однако начальником Управления расквартирования и строительства ему в этом было отказано.
Признавая отказ законным, суд первой инстанции указал в решении, что М. как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и не воспользовавшийся ранее правом стать участником НИС, подлежит включению в реестр участников вне зависимости от его волеизъявления.
Данный вывод гарнизонного военного суда, с которым согласился суд апелляционной инстанции, основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пп. 1, 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
К участникам НИС, в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.
Из изложенного следует, что включение в реестр участников НИС названной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, возможно только на основании их заявления.
При таких данных включение М. в реестр участников НИС помимо его желания на законе не основано, а отказ начальника Управления расквартирования и строительства исключить заявителя из реестра участников нарушает права заявителя на получение жилого помещения в иной форме.
Что касается ссылки суда на поступление М. на военную службу из запаса и неиспользование им ранее права стать участником НИС как на основание безусловного включения его в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 указанного закона в реестр участников, то она является ошибочной, поскольку данная норма не устанавливает новые категории участников НИС, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр.
Участники НИС перечислены в ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», при этом в этой норме специально оговорено, в каких случаях они могут стать участниками, только изъявив такое желание.
Таким образом, выводы судов о законности оспариваемого решения начальника Управления расквартирования и строительства об отказе исключить заявителя из реестра участников НИС основаны на неправильном применении норм материального права.
При неправомерном исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения подлежат восстановлению его права, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он не исключался из указанного реестра
Капитан И. обратился в Мирненский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что после окончания военного учебного заведения в 2009 г. непрерывно проходит военную службу по контракту в воинской части в качестве офицера, с 20 июня 2009 г. является участником НИС. В 2014 г. при оформлении свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа ему стало известно, что 31 августа 2009 г. он был исключён из реестра участников НИС.
В апреле 2014 года после представления И. в ДЖО документов, подтверждающих непрерывность прохождения военной службы, он был восстановлен в названном реестре. Однако при получении в январе 2015 года свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа от 1 декабря 2014 г. в размере целевого жилищного займа не были учтены доходы от инвестирования накоплений.
Полагая свои права нарушенными, И. просил признать действия ДЖО, связанные с исключением его из реестра участников НИС, незаконными, и обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» восстановить доход от инвестирования накоплений в полном размере, оформив новое свидетельство о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа с учётом этой суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников, как это указано в ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», являются:
1) увольнение его с военной службы;
2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счёт средств федерального бюджета.
Установлено, что перерывов военной службы у И. с 1 августа 2004 г. не имелось. И. восстановлен в реестре участников НИС с апреля 2009 года.
Согласно Сведениям о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2015 г.), размер накоплений, в случае возникновения основания для включения в реестр в июне 2009 года, составлял <данные изъяты>руб., в том числе накопительные взносы – <данные изъяты>руб. и инвестиционный доход –<данные изъяты>руб. Из этого следует, что сумма накоплений участников превышает размер накоплений, указанный в выданном И. свидетельстве о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу, что в связи с незаконным исключением заявителя из реестра участников НИС Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России на его именном накопительном счёте учтены накопления в меньшем размере, что ущемляет его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», по использованию целевого жилищного займа, и обязал ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен И. в случае, если бы он не исключался из реестра участников НИС, а Министерство обороны Российской Федерации – перечислить на именной накопительный счёт И. указанную сумму.
В случае исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы без получения права на выплату накоплений в связи с увольнением с военной службы платежи по кредитному договору подлежат уплате им самостоятельно
Старший лейтенант П. обратился в Севастопольский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» возобновить платежи на погашение кредита по кредитному договору от 9 декабря 2009 г., принять решение и произвести возврат платежей, осуществленных им, по кредитному договору за период увольнения с военной службы с сентября 2013 года по апрель 2014 года в размере <данные изъяты>, принять решение и произвести возврат платежей по кредитному договору за период заключения им нового контракта о прохождении военной службы с 7 апреля 2014 года по июнь 2015 года в размере <данные изъяты>.
Представитель руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» требования не признал и просил суд в удовлетворении заявления отказать. В обоснование этого он указал, что после утраты заявителем, получившим целевой жилёщный заем, статуса военнослужащего, у того возникла задолженность как по кредитному договору, так и перед ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
Внесение ежемесячных платежей в счёт исполнения обязательств по кредитному договору ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» начнёт производить лишь после погашения задолженности по ранее произведённым платежам.
Согласно пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» при досрочном увольнении участника НИС с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пп. 1, 2 и 4 ст. 10 указанного федерального закона, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник НИС обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Порядок возврата выплаченных уполномоченным федеральным органом сумм в погашение целевого жилищного займа уволившемуся участнику установлен Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 (далее – Правила).
Пунктом 75 Правил установлено, что при исключении из реестра участников участника, у которого не возникло право на использование накоплений в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», участник возвращает уполномоченному органу: а) средства целевого жилищного займа; б) средства, учтённые на именном накопительном счёте участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из соответствующего реестра (излишне перечисленные средства).
При этом согласно пп. 92 и 95 Правил в случае включения военнослужащего в реестр участников по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (заключение нового контракта для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату накоплений), возврат задолженности производится за счёт средств накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счёте участника.
В случае погашения участником всей суммы задолженности, процентов и пеней (при наличии) накопления для жилищного обеспечения, учитываемые на именном накопительном счете участника, могут быть использованы участником в том числе для возобновления погашения обязательств по ипотечному кредиту, полученному с использованием целевого жилищного займа.
Из анализа приведённых выше положений нормативных правовых актов следует, что военнослужащие, воспользовавшиеся целевым жилищным займом и уволенные с военной службы без получения права на выплату накоплений участника НИС, после заключения нового контракта о прохождении военной службы вправе претендовать на возобновление погашения обязательств по ипотечному кредиту только после погашения всей суммы задолженности, процентов и пеней по целевому жилищному займу.
Как видно из заявления П., он с 2005 г. являлся участником НИС, в 2013 г. уволен с военной службы по истечении срока контракта, 7 апреля 2014 г. поступил на военную службу из запаса и заключил новый контракт о прохождении военной службы.
9 декабря 2009 г., во время прохождения заявителем военной службы, им заключён договор целевого жилищного займа с Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и кредитный договор с ОАО АКБ «Русский Земельный Банк» для приобретения жилого помещения – квартиры в г. Ростове-на-Дону.
Пункт 1.5 кредитного договора предусматривает, что заявитель исполняет обязательства по этому договору самостоятельно в случае исключения из реестра участников НИС, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно справке заместителя начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от 13 июля 2015 г. П. в связи с увольнением с военной службы был исключён из реестра без получения права на выплату накоплений участника НИС, а в настоящее время у П. имеется задолженность по ранее предоставленному целевому жилищному займу, составлен и вручён ему график погашения этой задолженности за счёт накоплений, поступающих на его счёт.
Таким образом, поскольку П. воспользовался целевым жилищным займом и был уволен с военной службы без получения права на выплату накоплений участника НИС, то после заключения нового контракта о прохождении военной службы он вправе претендовать на возобновление погашения обязательств по ипотечному кредиту только после погашения всей суммы задолженности, процентов и пеней по целевому жилищному займу. Платежи по кредитному договору подлежат уплате им до этого момента самостоятельно.
Ввиду изложенного суд обоснованно пришёл к выводу о том, что требования заявителя о возобновлении платежей на погашение кредита по кредитному договору, возврате платежей по кредитному договору за период увольнения его с военной службы с сентября 2013 года по апрель 2014 года, а также платежей по кредитному договору за период заключения заявителем нового контракта о прохождении военной службы с 7 апреля 2014 года по июнь 2015 года по указанным в заявлении основаниям и исходя из фактических правоотношений сторон, которые сложились на момент их рассмотрения судом, удовлетворению не подлежат.
Возмещение понесённых расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита допустимо на сумму, не превышающую остаток на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Старший сержант Б. обратился в Псковский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать отказ заместителя руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» компенсировать расходы по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита в размере <данные изъяты> руб. за счёт средств целевого жилищного займа незаконным, обязать произвести перерасчёт остатка денежных средств, имеющихся на именном накопительном счёте, в целях полной компенсации понесённых им расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита и произвести их выплату на расчётный счёт в размере <данные изъяты>руб.
В январе 2014 года Б. обратился с заявлением к уполномоченному лицу и просил возместить за счёт средств целевого жилищного займа расходы по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита. При этом размер на тот момент им был определён из расчёта невозмещённых денежных средств в сумме <данные изъяты>руб. Однако ему в возмещении средств было отказано по мотиву возможности возмещения расходов лишь в пределах остатка накоплений, что противоречит, по его мнению, положениям Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
20 декабря 2007 г. Б. был включён в реестр участников НИС, после чего приобрёл жилое помещение в г. <адрес> с использованием целевого жилищного займа (договор от 2 июня 2011 г.) и ипотечного кредита, предоставленного ЗАО «Банк Жилищного Финансирования».
По сообщению ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от 6 сентября 2012 г., остаток средств, учтённых на именном накопительном счете Б., в пределах которого может быть осуществлена оплата расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита, составляет 32 240 руб.
Дополнительным соглашением от 8 февраля 2013 г. в договор целевого жилищного займа от 2 июня 2011 г. внесено изменение в части дополнения цели предоставления целевого жилищного займа, а именно на оплату расходов, указанных в ч. 9 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в размере <данные изъяты> руб., которые подлежат выплате заявителю исходя из компенсационного характера.
Дополнительным соглашением от 7 февраля 2014 г. в договор целевого жилищного займа от 2 июня 2011 г. внесено изменение в части дополнения цели предоставления целевого жилищного займа, а именно на оплату расходов, указанных в ч. 9 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в размере <данные изъяты> руб., которые подлежат выплате заявителю исходя из компенсационного характера.
Из заявления Б. от 17 января 2014 г. в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» следует, что заявитель просил произвести оплату произведённых им расходов при приобретении жилого помещения за счёт средств целевого жилищного займа в соответствии с договором от 2 июня 2011 г. В приложении указан перечень документов, подтверждающих понесённые им расходы: копия кредитного договора, заявление на перевод денежных средств (комиссия за выдачу кредита), приходный кассовый ордер, заявление на перевод денежных средств (комиссия за рассмотрение кредитной заявки), платёжное поручение, квитанция об уплате государственной услуги – регистрации права на недвижимое имущество.
Согласно заключению от 3 февраля 2014 г. по документам, представленным заявителем на оплату понесённых им расходов, общий их размер составил <данные изъяты> руб. При этом принята к возмещению сумма в <данные изъяты> руб., т. е. в размере остатка на именном накопительном счёте, 12 февраля 2014 г. к оплате приняты платёжные документы на сумму <данные изъяты> руб., часть из них в сумме <данные изъяты>руб. была выплачена заявителю согласно заключениям от 13 ноября 2012 г., от 12 февраля 2013 г., судебному решению. Тем же сообщением Б. разъясняется, что денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. после получения подписанного дополнительного соглашения будут перечислены на именной счёт Б.
Оценивая указанные обстоятельства, суд обоснованно пришёл к выводу, что Б. положено возмещение понесённых им расходов только в пределах суммы остатка на его именном накопительном счёте. При этом суд указал следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 3 и п. 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от 22 декабря 2005 г. № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и от 15 мая 2008 г. № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 646-р «О создании федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Уставом ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», утверждённым 24 июня 2011 г. Министром обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо – ФГКУ «Федеральное управление накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» принимает решение об оплате услуг (работ), осуществляет перечисление средств целевого жилищного займа на банковский счёт участника либо принимает решение об отказе в оплате и возвращает документы с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником НИС для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения или жилых помещений, приобретению земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, оплату услуг оценщика, а также расходы по страхованию рисков в соответствии с условиями указанных договоров или закладной. Оплата услуг и работ, указанных в названной статье, может быть произведена за счёт средств целевого жилищного займа при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом.
Пунктами 54 – 56 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370, предусмотрен ряд условий.
В частности, оплата данных услуг и работ производится за счёт средств целевого жилищного займа только после государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договора (договоров) участия в долевом строительстве или права собственности участника на жилое помещение (жилые помещения), приобретённое на основании договора (договоров) купли-продажи жилого помещения (жилых помещений).
Для оплаты услуг и работ участником представляются в уполномоченный орган копии договоров об оказании услуг (о выполнении работ) и документы, подтверждающие понесённые участником расходы.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение об оплате услуг (работ) или об отказе в их оплате.
Обстоятельством, имеющим значение для дела, является наличие денежных средств на именном накопительном счёте. Как установлено в судебном заседании, денежные средства на именном накопительном счёте заявителя имеются по состоянию на 1 апреля 2014 г. в размере <данные изъяты> руб. (всего возмещены расходы на общую сумму <данные изъяты>руб.).
При этом размер остатка и расчёт подлежащих выплате заявителю денежных средств Б. не оспариваются.
Из указанной выше нормы ч. 9 ст. 14 указанного закона не следует, что возмещение понесённых расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита допустимо на сумму, превышающую имеющийся остаток на именном накопительном счёте участника НИС. К тому же из содержания ответа от 2 апреля 2014 г. на претензию Б. следует, что начисление и выплата накопительных взносов заявителю производятся ежемесячно, с учётом имеющегося остатка.
Таким образом, суд пришёл к обоснованному выводу, что решением ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от 12 февраля 2014 г. права и законные интересы заявителя не нарушены, а оспоренные действия должностного лица, направленные на возмещение Б. понесённых им расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита с учётом имеющегося остатка на именном накопительном счёте денежных средств, являются законными, в связи с чем оснований у суда для удовлетворения данного требования заявителя, в том числе на предмет производства перерасчёта сумм, их выплаты и возмещения морального вреда, не имеется.
Приобретение военнослужащим жилья путём участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счёт средств федерального бюджета
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 31 октября 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 13 января 2015 г. и постановлением президиума того же суда от 10 июня 2015 г., удовлетворено заявление К., в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника Управления ФСБ России по Приморскому краю от 20 марта 2014 г. об отказе в заключении договора социального найма на распределённое заявителю жилое помещение в избранном месте жительства после увольнения с военной службы – г. Владивостоке ввиду наличия в собственности супруги жилого помещения по установленным нормам в г. Дальнереченске Приморского края, приобретённого за счёт участия в НИС жилищного обеспечения военнослужащих.
В кассационной жалобе представитель начальника Управления, утверждая об ошибочности вывода судов о том, что право собственности на жилое помещение супруги заявителя, приобретённое на средства целевого жилищного займа и ипотечного кредита, распространяется только на неё одну, просила отменить судебные постановления и принять по делу новое судебное постановление.
В обоснование жалобы указано, что законодательство о военной службе содержит запрет на обеспечение заявителя жильём по избранному месту жительства без сдачи жилого помещения, которое находится в собственности его супруги и в котором он, вопреки выводу судов, проживает вместе с дочерью. То обстоятельство, что указанное жилое помещение заявителю не предоставлялось, не является основанием для исключения такого помещения из учёта при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого ему по договору социального найма.
Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установлено, что судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Установлено, что супруга К., будучи офицером Службы в г. Дальнереченске Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, в августе 2011 года приобрела в собственность по месту военной службы своего и заявителя трёхкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения <>кв. метра за счёт участия в НИС жилищного обеспечения военнослужащих стоимостью <данные изъяты> руб.
Из этой суммы <данные изъяты> руб. выплачены супруге заявителя по договору целевого жилищного займа, предоставленного федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, как участнику НИС, <данные изъяты>руб. ею внесены за счёт собственных средств, а <данные изъяты> руб. – по кредитному договору, предоставленному Дальневосточным коммерческим банком, с последующим погашением суммы кредита и процентов за пользование кредитом заёмщиком за счёт средств целевого жилищного займа.
Согласно п. 6.10 кредитного договора заёмщик, т. е. супруга заявителя, уведомила банк о том, что в квартире имеют намерение проживать её супруг и их дочь.
В августе 2013 года К. обратился в жилищную комиссию Службы в г. Дальнереченске с заявлением о признании его и дочери нуждающимися в жилом помещении по избранному им месту жительства в г. Владивостоке, после чего решениями жилищной комиссии от 13 августа и 25 декабря 2013 г. он был поставлен на жилищный учёт и ему распределена однокомнатная квартира.
Однако решением заместителя начальника Управления от 20 марта 2014 г. заявителю было отказано в заключении договора социального найма на эту квартиру ввиду наличия в собственности супруги жилого помещения по установленным нормам.
Признавая названное решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование получения целевого жилищного займа и условия кредитного договора не предполагают какого-либо участия супруга военнослужащего – участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих как в совершении сделки, так и в её последующем исполнении, в связи с чем право на такое жильё возникает только у самого военнослужащего и не распространяется на других членов семьи.
Такие выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В суде установлено, что квартира приобретена супругой заявителя в собственность в период брака по договору купли-продажи, т. е. по возмездной сделке, иной режим пользования которой между ними не устанавливался. Передача квартиры по акту приема-передачи, регистрация права собственности, оплата квартиры состоялись также в период брака.
В соответствии с п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), на основании п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) относятся движимые и недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В составе общего имущества в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ учитываются также общие долги супругов, а также право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи, что следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. № 6).
При таких данных приобретённая супругой заявителя в собственность квартира, вопреки выводу суда, является их совместной собственностью. То обстоятельство, что квартира приобреталась за счёт участия супруги К. в НИС жилищного обеспечения военнослужащих, не свидетельствует об обратном.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета, в том числе в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, приобретённым за счёт участия в НИС жилищного обеспечения военнослужащих, федеральные законы «О статусе военнослужащих» и «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не содержат.
Следовательно, приобретение военнослужащим жилья за счёт участия в НИС является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счёт средств федерального бюджета, и на такое помещение распространяются такие же правила, установленные п. 1 ст. 256 ГК РФ, п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 39 СК РФ, что и в отношении имущества, нажитого супругами во время брака.
Решением Думы города Владивостока от 29 сентября 2005 г. № 94 учётная норма площади жилого помещения в г. Владивостоке установлена в размере 13 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, из чего следует, что заявитель и члены его семьи обеспечены жилым помещением по установленным нормам.
Таким образом, К. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении исходя из обеспеченности его жильём за счёт государства по установленным нормам. Другие основания признания заявителя нуждающимся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, по делу не установлены.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при обеспечении военнослужащих жилым помещением при перемене места жительства такими военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей представляются документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Поскольку документов о сдаче жилого помещения, находящегося в собственности супруги заявителя, последним не представлено, решение заместителя начальника Управления об отказе в заключении договора социального найма на распределённое К. жилое помещение является правомерным, а выводы судов об обратном ошибочными.
Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения не позволяет второму супругу-военнослужащему получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи – участника НИС
Полковник З. обратился в Московский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия главнокомандующего внутренними войсками МВД России и Центральной жилищной комиссии Главного командования, связанные с принятием решения от 15 апреля 2015 г. о распределении жилого помещения в г. Москве на состав семьи из 3 человек (без учёта супруги военнослужащего), и обязать главнокомандующего и Центральную жилищную комиссию отменить это решение. По мнению З., распределением этого жилого помещения нарушено его право, поскольку ему должны были предоставить жильё на состав семьи из 4 человек, а его супруга после реализации права на жилище как член семьи военнослужащего должна реализовать право на получение жилого помещения как участник НИС.
Супруга заявителя включена в реестр участников НИС с 24 июня 2009 г., на 1 января 2015 г. на её именной накопительный счёт зачислено<данные изъяты> и ежемесячный накопительный взнос составляет <данные изъяты> руб.
Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определено, что к участникам НИС относятся военнослужащие, сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками НИС.
По смыслу приведённой нормы, включение супруги заявителя в реестр участников НИС возможно было только на основании её желания.
Гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что распределение заявителю жилого помещения на состав семьи из 3 человек, с учётом реализации права жены как участника НИС, не нарушает его прав.
Принимая данное решение, суд также исходил из того, что супруга заявителя может реализовать право на жилище либо как военнослужащая, либо как член семьи военнослужащего при условии её исключения из реестра участников НИС.
Если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы, он не может быть обеспечен жильём как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Сержант Д. обратился в Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии и обязать жилищную комиссию включить члена семьи (супругу) заявителя в списки нуждающихся в получении жилого помещения по избранному им после увольнения месту жительства (получении государственного жилищного сертификата).
Гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении требований Д., указав следующее.
Д. подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Состав семьи – 4 человека, в том числе жена-военнослужащая, участник НИС.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого п. 1, пп. 13, 14, 16 – 19 ст. 15, а также абзацев второго и третьего п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Так, согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих -граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
С учётом того факта, что супруга заявителя является военнослужащей – участницей НИС, она не может быть обеспечена одновременно жилым помещением в двух формах, а именно: как военнослужащая – участник НИС и как член семьи военнослужащего, обеспечиваемого ГЖС в порядке п. 14 ст. 15 указанного выше федерального закона.
Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе не позволяет другому супругу реализовать право на жилищную субсидию с учётом права этого супруга как члена семьи военнослужащего
Старшему прапорщику К., уволенному с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющему общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 23 лет, и двум его детям территориальным отделением (заселения) г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения без учёта его супруги, поскольку она – военнослужащая – участник НИС.
Полагая свои права нарушенными, К. обратился в Кяхтинский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать указанные действия незаконными, обязав упомянутое должностное лицо включить супругу, как члена его семьи, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением гарнизонного военного суда К. отказано в удовлетворении его требований.
Окружной военный суд оставил решение гарнизонного военного суда в силе, указав следующее.
Абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанных нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе путём предоставления жилищной субсидии.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» достаточным и необходимым условием для включения военнослужащего в реестр участников НИС является его письменное обращение о включении в реестр участников.
На основании п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к участникам НИС, наряду с другими, относятся сержанты, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками НИС.
Кроме того, в соответствии с этим же пунктом на указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого п. 1, пп. 13, 14, 16 – 19 ст. 15, а также абзацев второго и третьего п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Супруга заявителя – младший сержант К. в марте 2012 года заключила новый (второй) контракт о прохождении военной службы и на основании её рапорта включена в реестр участников НИС.
При таких данных участие супруги К. в НИС не позволяет ему претендовать на получение жилой площади посредством жилищной субсидии с учётом его супруги, как члена семьи заявителя, в связи с чем при предоставлении К. жилищной субсидии должен учитываться состав его семьи без учёта супруги.
Судом признано обоснованным требование военнослужащего – участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения о закрытии именного накопительного счёта по собственному желанию
Прапорщик М. проходит военную службу по контракту с ноября 2002 года и с апреля 2009 года включена в реестр участников НИС.
2 декабря 2014 г. М. обратилась к командиру воинской части с рапортом о закрытии именного накопительного счёта участника НИС, в чём ей было отказано.
Томский гарнизонный военный суд удовлетворил требования М., возложив на командира воинской части обязанность по направлению в адрес вышестоящего органа военного управления документов для исключения названной военнослужащей из реестра участников НИС. Суд апелляционной инстанции решение гарнизонного военного суда оставил без изменения, исходя из следующего.
В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. своей волей и в своём интересе. Из этого следует недопустимость понуждения их обладателей к реализации определённого поведения, составляющего содержание прав.
Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС жилищного обеспечения являются получение военнослужащим денежных средств или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС целевого жилищного займа на предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» цели (ч. 3 ст. 11 указанного федерального закона).
М., будучи участником НИС, не воспользовалась деньгами, находящимися на её именном накопительном счёте. Целевой жилищный заём ей также не предоставлялся. Обратившись по команде с рапортом об исключении из соответствующего реестра, она, тем самым, недвусмысленно заявила о нежелании реализовать своё право на жилище с помощью денежных средств, предоставляемых по правилам Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии со ст. 5 и с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения военнослужащих являются собственностью Российской Федерации. Они складываются из накопительных взносов, которые учитываются на именном накопительном счёте участника НИС. Прекращение участнику НИС права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном названным законом, сопровождается закрытием счёта и возвращением в федеральный бюджет накопленных взносов, а также иных учтённых на нём поступлений.
Согласно п. 28 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. № 1059, формирование списка военнослужащих воинской части для их последующего исключения из реестра участников НИС является прерогативой командира воинской части.
Реализация командованием волеизъявления М. о закрытии именного накопительного счёта участника НИС не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, включая публичные.