#13905
Непрочитанное сообщение питер 11 » 30 мар 2016, 19:15
Добрый день , уважаемые форумчане! В настоящее время нахожусь в судебном процессе по вопросу незаконного увольнения без выплаты субсидии на жильё. Прикрепляю очередное "ВЕЛИКОЕ" решение военного судилища. Пойду в апелляцию, нуждаюсь в совете по дальнейшей позиции...Заранее спасибо.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2016 г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Ч., при секретаре судебного заседания Чумак Е.А., с участием административного истца - майора запаса К., его представителя Я., а также представителя начальника «Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - СЗРЦ МЧС России), федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России») и жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России Амелюхина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по заявлению Карамышева Константина Викторовича к начальнику СЗРЦ МЧС России и начальнику ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» об оспаривании действий, связанных с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
1. Признать незаконными действия начальника СЗРЦ МЧС России и начальника ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» по его увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) и исключению из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением или субсидией для приобретения или строительства жилого помещения;
2. Признать незаконными приказы начальника СЗРЦ МЧС России № 43-ВК от 31 декабря 2015 года в части увольнения его с военной службы и начальника ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» № 116 от 31 декабря 2015 года в части его исключения из списков личного состава части;
3. Обязать начальника СЗРЦ МЧС России и начальника ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» отменить приказы № 43-ВК от 31 декабря 2015 года и № 116 от 31 декабря 2015 года соответственно.
В судебном заседании К и его представитель заявленные требования поддержали и пояснили, что административный истец проходил военную службу по контракту, имеет выслугу более 17 лет в календарном исчислении, подлежал увольнению в связи с проведением ОШМ, установленным порядком обратился в жилищную комиссию СЗРЦ МЧС России с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Решением жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России от 4 декабря 2015 г. ему было распределено жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. О том, что он признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, истцу было неизвестно до момента распределения ему жилого помещения. Извещение о распределении жилого помещения истец получил 9 декабря 2015 г., в тот же день он отказался от названного жилья и просил обеспечить его субсидией для приобретения или строительства жилого помещения.
Своего согласия на увольнение без жилья он не давал, однако, не смотря на это, был уволен и исключен из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания.
Данное увольнение и исключение из списков личного состава части К. и его представитель полагают незаконными, нарушающими жилищные права административного истца.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица, со ссылками на нормы действующего законодательства, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Должность административного истца была сокращена, в связи с чем он был выведен в распоряжение начальника ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России». К. подал рапорт на увольнение с военной службы в связи с проведением ОШМ и заявление о принятии его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, установленным порядком был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма. В реализацию данного рапорта истцу на состав семьи было предложено получить жилое помещение.
От получения названного жилья К. отказался и обратился с рапортом о выплате ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Данное заявление также было рассмотрено жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России, и, поскольку решение данного вопроса не относится к компетенции жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России, в вышестоящий уполномоченный орган - ФКУ «Управление капитального строительства МЧС России» было направлено ходатайство о выделении К названной субсидии. При этом, истец не исключен из списков нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Волеизъявление истца на изменение способа обеспечения его жилым помещением после распределения К. жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, от которого последний отказался, в соответствии с действующим законодательством, освобождало командование от обязанности обеспечить его жильем до увольнения с военной службы, в связи с чем он был уволен и исключен из списков личного состава части компетентными на то должностными лицами.
Таким образом, оспариваемые приказы являются законными и прав истца не нарушают.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся доказательства, суд полагает установленными следующие обстоятельства.
По делу установлено, что административным истцом не пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный процессуальный срок обращения с административным иском в суд.
Согласно материалам дела, К., проходил военную службу с августа 1998 г., на офицерских должностях - с 2003 г., имеет выслугу более 17 лет, состав семьи - 4 человека.
Следовательно, истец относится к категории военнослужащих, имеющих право на обеспечение на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, а при наличии оснований, указанных в абзаце 12 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», может быть обеспечен жилым помещением для постоянного проживания.
В соответствии с Директивой МЧС России от 31 марта 2015 г. должность истца - «начальник отдела оперативного реагирования» была сокращена, и он 1 июля 2015 г. был выведен в распоряжение начальника ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» (подтверждается справкой начальника кадрового органа ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» и пояснениями сторон).
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, истец подал рапорт на увольнение с военной службы в связи с проведением ОШМ, а также обратился с заявлением от 28 августа 2015 г. к жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России о признании его и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением в Санкт-Петербурге.
При этом, К. в судебном заседании пояснил, что он устно высказывал желание быть обеспеченным жилым помещением в виде выделения ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, но ему объяснили, что подавать заявление следует по предложенной форме, а вопрос о фактическом предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения будет решаться на стадии предоставления жилья.
Решением жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России от 4 декабря 2015 г. К. было распределено жилое помещение общей площадью 78,7 кв.м., предоставляемое по договору социального найма, расположенное по адресу: Санкт- Петербург, ул. Туристская, д. 15, корп.1, лит. А, кв. 201.
Извещение о распределении жилого помещения истец получил 9 декабря 2015 г., в тот же день он подал рапорт, в котором отказался от названного жилья и просил обеспечить его субсидией для приобретения или строительства жилого помещения. 16 января 2016 г. К вновь подал рапорт, в котором указал реквизиты, куда следует перечислить названную субсидию.
Каких-либо доказательств, подтверждающих волеизъявление истца на обеспечение жильем в виде выделения ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения до того, как ему было распределено названное жилье, суду представлено не было.
Копией выписки из протокола заседания жилищной комиссии СЗРЦ МЧС России от 29 декабря 2015 г. подтверждается, что жилищная комиссия СЗРЦ МЧС России приняла решение о направлении заявления Карамышева К.В. о перечислении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в ФКУ «Управление капитального строительства МЧС России».
Как установлено по делу, своего согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением истец не давал.
Справкой Ф-9 от 17 июля 2015 г. и пояснениями сторон подтверждается, что в настоящее время К. и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении - благоустроенной 3-х комнатной квартире, общей площадью 87,5 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, Лагерное ш., д. 49, к. 2, кв. 139, и зарегистрированы по месту жительства по данному адресу.
Как пояснили в судебном заседании истец и представитель ответчиков, каких- либо препятствий к проживанию в данной квартире К. и членов его семьи до обеспечения постоянным жилым помещением, не имеется.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом в силу п. 1 ст. 50 этого Закона, увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
При этом необходимыми условиями для увольнения военнослужащего с воен¬ной службы по данному основанию, согласно положениям подпункта «а» пункта 4
Положения о порядке прохождения военной службы, являются:
- при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозмож¬ность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его со¬гласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трёх месяцев;
- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
Таким образом, по смыслу закона для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
На день издания оспариваемого приказа истёк максимальный срок нахождения Карамышева К.В. в распоряжении командира войсковой части (с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.). При данных обстоятельствах следует прийти к выводу, что Карамышев К.В. 31 декабря 2015 г. мог быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии иных оснований, запрещающих увольнение с военной службы.
Из материалов дела следует, что К настаивал на своем увольнении с военной службы ввиду сокращения его должности, и его иск об оспаривании приказа об увольнение обусловлен только необеспечением жилым помещением, при этом по месту службы он обеспечен благоустроенным жильем по установленным номам, и оснований полагать, что он будет выселен из этого служебного жилья до обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания, не имеется.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По правилам ст. 23 этого же закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
При этом, абзац третий ч. 1 названной статьи определяет, что в случаях, если военнослужащие - граждане, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
По делу бесспорно установлено, что в период службы К. на состав семьи из четырёх человек было распределено жилое помещение по установленным нормам предоставления, от получения которого он отказался.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своем интересе. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ эти права наравне с обязанностями возникают из ряда оснований, в том числе действий самих граждан. В сфере жилищного законодательства перечень таких оснований установлен в ст. 10 ЖК РФ, в которой определено, что жилищные права и обязанности возникают из закона и иных нормативных правовых актов, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Поскольку на момент увольнения К. отказался от распределенного ему жилья, отвечающего нормам предоставления, он обоснованно, на законных основаниях, был представлен к увольнению с военной службы начальником ФКУ «ЦУКС СЗРЦ МЧС России» в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами.
Согласно пояснений административного истца, незаконность приказа об его исключении из списков личного состава части обуславливается исключительно незаконностью приказа об его увольнении.
В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ, истец обязан доказать, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
Между тем, каких-либо доказательств того, что права К нарушены оспариваемыми приказами, суду представлено не было.
При этом суд также учитывает, что истец и члены его семьи обеспечены по месту службы, которое совпадает с избранным после увольнения с военной службы местом жительства К., служебным жилым помещением, соответствующим нормам предоставления, и каких-либо препятствий для проживания в ко тором нет.
Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу, что запрет на увольнение военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должен при¬меняться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им. Между тем из, закона такое равенство не вытекает. Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. № 487 утверждено Поло¬жение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужа¬щими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. По смыслу п. 5 данного нормативно-правового акта, жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключённый с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с ОШМ, при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть, такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения для постоянного проживания.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормативные акты, следует прийти к выводу, что жилищные права административного истца и членов его семьи оспариваемыми приказами не нарушены, а следовательно оснований для ревизии данных приказов не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска К об оспаривании приказа начальника «Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» № 43-ВК от 31 декабря 2015 года в части его увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказа начальника федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»№ 116 от 31 декабря 2015 года в части исключения его из списков личного состава, а также о возложении на названных должностных лиц обязанности отменить эти приказы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.